Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

Речь и мышление детей

Преимущество человека перед животными состоит в способности к мышлению. Продолжение мышления - это речь, являющаяся средством общения, необходимым для вовлечения человека в социальную среду.

В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи, которое отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств.

Для развития мышления такого ребенка необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, включающей использование специально подобранных тренировочных упражнений и заданий игрового характера.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно всегда направлено на решение какой-либо задачи. Это особого рода практическая и умственная деятельность, включающая в себя действия ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразующего характера.

Мыш­ление - психический процесс получения знания о сущностных свойствах предме­тов и явлений, закономерных связей меж­ду ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобще­ния, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга — вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информа­ции с помощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека фор­мируются с помощью слова, вне языка мо­гут возникать лишь неясные побуждения.

Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающий мир, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи, личностно мотивированным. Следовательно, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Функционально-операционные стороны мышления соотнесены с содержанием субъективного опыта, в том числе речевого. Это анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

Анализ – мысленное расчленение предмета мышления на отдельные части, элементы, выделение в нем связей и отношений.

Синтез – обратное действие, заключающееся в мысленном соединении частей, элементов в нечто целое. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны.

Сравнение – мысленное соотнесение предметов в целях нахождения сходного и различного между ними, что приводит к классификации.

Обобщение – выделение и фиксация относительно устойчивых свойств, принадлежащих каждому из некоторой совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование – это отвлечение признака от объекта, явления, события и превращение его в самостоятельный предмет мышления.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Познание действительности начинается с ощущения и восприятия .

К логическим формам мышления относятся суждения, умозаключения и понятия. Это осознаваемые формы мысли.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами, признаками. Суждение - является основной формой результата мыслительного процесса.

Рассуждение- это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Умозаключение – форма мышления, в которой из исходных суждений получается новое суждение, содержащие новое знание.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются отличительные признаки предмета мышления. Понятие характеризуется содержанием, т.е. суждениями о совокупности признаков предмета, ядром которой являются существенные признаки .

Реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

Мышление человека появилось вместе с речью. Слово дало возможность отделить признак от познаваемого предмета и оперировать отвлеченным понятием. Не случайно основополагающим является тезис о единстве мышления и речи.

Преимущество человека перед другими животными состоит, прежде всего, в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением –речь.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Сначала ребенок осваивает функциональное назначение предметов, учится действовать с ними и с помощью действия решает элементарные практические задачи: достать предмет, лежащий высоко или закатившийся под диван, сложить кубики в коробку, “починить” тележку и т. п. Маленькие дети решают только вполне конкретные задачи и обычно только одним способом - действием.

Наглядно-действенное мышление является преобладающим на ранних этапах детства. Однако овладение речью быстро изменяет характер мышления ребенка. Задача, оформленная в речи, становится осмысленной, осмысление задачи приводит к изменению действий.

Ребенок переходит от проб и ошибок к целенаправленным результативным действиям. Особую роль в развитии наглядно-действенного мышления играет овладение ребенком специфически человеческой орудийной деятельностью, т. е. простейшими орудиями: ложкой, вилкой, расческой, ножницами... Увеличивается разнообразие манипуляций и усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами. Если вначале конструктивные действия носят подражательный характер, то затем постепенно, путем проб и ошибок ребенок начинает использовать собственные методы конструирования. Для развития мышления на этом этапе важно давать ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного действия с различными орудиями, помогать обозначать словом уже найденное решение (протянул, перевернул, отодвинул...), предлагать ему различные ситуации, требующие использования наглядно-действенного мышления. Решение практических задач является хорошим материалом для развития мышления на протяжении всего дошкольного детства.

В течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная активная речь ребенка. Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребенок усваивает около 100 слов; с этого времени инициатива речевого общения резко возрастает. Ребенок постоянно требует названий предметов и старается их использовать, его словарный запас к 2 годам составляет до 300 слов, к З — до 1500. При нормальном речевом общении автономная речь постепенно исчезает, ребенок начинает правильно говорить и пользоваться грамматическими формами, формируется чутье языка. На этом этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи.

Ребенок способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе обобщенных типа «убери игрушки». На основе развития речи начинает формироваться вербальный интеллект ребенка.

В возрасте 4-5 лет начинается новая ступень развития детского мышления, отмечается всплеск интереса к новому, проявляющийся в бесконечных «почему?». Ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Начинается развитие наглядно-образного мышления. К 5 годам логическое обобщение доступно в основном лишь при зрительном соотнесением, хотя в этом возрасте допускаются приемы примеривания .

Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Так, играя в «магазин» дети заменяют фрукты камешками, деньги- листочками.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает рассуждать словесно, не опираясь при рассуждении на действия с предметами или их изображениями. Часто эти рассуждения строятся по особой “детской” логике. Ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений. Дети 5 – 6 лет с удовольствием включаются в поисковую деятельность, учатся переносить освоенные способы решения интеллектуальных задач в новые условия.

Для ребенка-дошкольника предпочтительнее игровая ситуация, учитывая, что игровая деятельность — ведущая на данном этапе развития. Она является источником и способом удовлетворения познавательной потребности.

В игре, которая для ребенка эмоционально окрашена, моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и постепенно переходит к построению внутренних правил поведения. В общении с взрослыми обогащается словарный запас, начинают строиться правильные конструкции предложений.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка постепенно превращается в средство планирования и регуляции его деятельности, сливаясь с мышлением. Эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, являющуюся основой мышления.

С анатомо-физиологической позиции – речевое развитие связано с развитием ЦНС. От рождения до года – развивается и созревает моторная сфера. В 1 год ребенок начинает ходить, следовательно, большее познание окружающего. От 1 года до 3 лет – созревают корневые отделы (которые управляют моторикой), движения совершенствуются и удовлетворяется любопытство – это дает возможность развитию наглядно-образному мышлению (что является базой для развития речи). От 3 до 7 лет – дозревают третичные зоны коры головного мозга, и совершенствуется раннее созревание.

Развитие речи тесно связано с развитием общения и ведущей деятельности. Если ребенок не владеет фразовой речью, если он не может планировать свое высказывание и он не может высказать выражение в сюжетно-ролевой игре.

Как бы то ни было, совершенно очевидно, что речь-это действи­тельно важное средство, к которому мы прибегаем, когда нам нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным про­блемам. Однако надо сказать, что это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди (и, может быть, это к лучшему) занима­ются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явле­ниями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Таким образом, речь-это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавли­ваются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий